Или какой велосипед лучше купить, гибрид или кросс.

После окончания карьеры шоссейника я поддался моде и некоторое время ездил на горном велике, но понял, что при моих маршрутах 90% шоссе и, соответственно, 10% бездорожье, неразумно ездить на велосипеде, который предназначен в основном для этих самых 10%. Я решил попробовать: 

- «гибрид» 
По классификации, которой я придерживаюсь, это почти шоссейник, но комфортнее. Т.е. шоссейник для нормальных людей :)
- «кросс» 
Является более универсальным велосипедом, и на шоссе неплохие ходовые качества и на бездорожье вполне приемлемые. 

Т.о. весь 2005 год я проездил на гибриде Bergamont Beluga Speed, а весь 2006 на кроссе Bergamont Beluga 27 Gang и вот, если не вдаваться в технические нюансы, то… 



Гибрид Bergamont Beluga Speed.

big-beluga-speed.jpg



От шоссейника у него: 

  • оба переключателя, причем весьма достойного уровня 
  • передачи тоже почти шоссейные, и мне лично их вполне хватало на все случаи жизни 
  • геометрия рамы близка к шоссейной 
  • жесткая вилка 
  • резина 1.2”, это шире чем обычно ставят на шоссейник, но уже чем у кросса и тем более у горного. В качестве комплимента покрышкам Schwalbe Speed Cruiser 30x622 – ок. 2000 км ни одного прокола, для шоссейной резины, которая использовалась далеко не всегда на шоссе, это отличный результат. 


От горного: 

  • манетки 
  • вынос руля 
  • руль. Шоссейный руль (т.н. баранка) штука довольно специфическая, для тех, кто привык к такому рулю, это благо, но гораздо больше людей привыкли к прямому, поэтому прямой руль на гибридах является шагом к более комфортной езде, правда разгоняться над седлом с прямым рулем не очень удобно, но установка рогов практически решает эту проблему. На пересеченной же местности прямой руль удобнее в любом случае. 
  • тормоза. Рычаги тормозов укороченные, но и диаметр колеса больше, поэтому общее тормозное усилие остается неизменным, конечно, горный велосипед тормозит эффективнее гибрида, но только за счет более широкой резины и развитого протектора, непосредственно же тормоза у гибрида работают не хуже, а за счет более коротких рычагов можно оставлять больший зазор между ободом и колодкой, при искривлении колеса («восьмерке») меньше вероятность того, что обод будет касаться тормозных колодок. 


Седло универсальное спортивного типа, т.е. узкое и не слишком мягкое, такое как я люблю, хотя я понимаю, что многим такой тип седла может и не нравится. 

Когда пересаживаешься с горного на гибрид, сразу чувствуешь замечательную легкость в ногах (на шоссе, естественно), я в очередной раз убедился, что никакой горный велик не сравнится на шоссе с , извините за каламбур, шоссейником. В данном случае с гибридом. Хотя, с другой стороны, если на горный велосипед поставить шоссейную резину соответствующего радиуса, то его ходовые характеристики на шоссе значительно улучшаться и такая перестановка может стать вполне годной альтернативой дорогостоящей замене горного на шоссейный.
Beluga Speed вернул мне замечательные ощущения езды на шоссейнике, когда чувствуешь жесткость и легкость велосипеда, когда велосипед энергично и быстро отзывается на твое малейшее усилие, а на спуске ты не вращая педали легко обгоняешь своих попутчиков на горных велосипедах. 
Преимущества шоссейного велосипеда на твердом покрытии неоспоримо и думаю, что в особых доказательствах не нуждаются, но должен сказать, что на Белуге я ездил и зимой по снегу, и весной по грязи, кросскантрийные трассы проходил и по лестницам спускался. Естественно для этого нужен приличный опыт и ни о какой соревновательной скорости и речи быть не может, увы, такая тонкая резина на грунтовых поворотах держит откровенно слабо. Правда в 2004 году, будучи одним из организаторов многодневной гонки «Энергин-Украина», в Запорожье на острове Хортица я сам лично проложил непростую трассу для кросскантрийного этапа, и к моему удивлению этот этап выиграл чел на чистом шоссейнике не смотря на то, что соперники было достойные. Конечно, если бы трасса была влажная в тот день, то у шоссейника не было бы ни одного шанса. 

Т.о. я не открою Америку, если скажу, что гибрид стоит покупать тем, кто съезжает с шоссе на грунт только для того, чтобы доехать до пляжа, но в то же время абсолютно не правы те, кто считает, что такого типа велосипед беспомощен в сложных внедорожных условиях, конечно же нет, просто Вам понадобиться большой опыт и отличное владение велосипедом для передвижения по бездорожью. 



Кросс Bergamont Beluga 27-Gang

big-beluga-suspension.jpg

 

  • переключатели очень высокого уровня, не могу сказать, что это так уж необходимо на кроссе, все-таки данный тип велосипедов не предназначен для соревнований, но в любом случае приятно. 
  • очень важно, что передний амортизатор оснащен блокировкой хода (Lock-Out), амортизация реально мешает при педалировании над седлом. 
  • передачи ближе к горным, чем к шоссейным. Лично для меня, при езде по шоссе это не удобно, переключаешь выше, каденс низкий, переключаешь ниже, слишком высокий, при использовании шоссейной кассеты передачу можно подобрать гораздо точнее. Однако передняя большая шестерня на 48 зубьев (на горных обычно 44 ставят), это позволяет поддерживать на шоссе достаточно высокую скорость. Зато на пересеченке с горным набором передач чувствуешь себя гораздо увереннее. Мне все же кажется, что передачи подобраны удачно, т.е. компромисс вполне разумный. 
  • вынос руля с регулировкой угла наклона и это важная штука для кроссового велосипеда, т.к. позволяет изменить и высоту посадки и расстояние между седлом и рулем, а для дальних поездок, на которые и рассчитан данный велосипед, правильно отрегулированная посадка имеет огромное значение. 
  • подседельная труба с амортизатором. Я слышал мнение, что подседельный амортизатор мешает при езде сильной раскачкой, но мой опыт показывает, что это не так, ход такого амортизатора не превышает 1 см и никакой раскачки нет, зато вибрацию такой амортизатор поглощает отлично и при дальних поездках это благотворно влияет на вашу…. эээ…. на ваши ягодицы. 
  • резина на кросс по умолчанию ставится шире чем на гибрид, но уже чем на горный и это, на мой взгляд, тоже разумный компромисс, т.к. широкая сильно снижает эффективность езды по твердому покрытию, а узкая шоссейная очень усложняет передвижение на бездорожье, поэтому размер резины 1,5-1,7” является оптимальным для большинства велосипедистов, т.к. большинство любят в равной степени и асфальт и бездорожье, чистых фанатов кросскантри или шоссе не так уж много. 


Т.о. я считаю, что велосипед типа «кросс» самый удачный выбор для среднего велосипедиста, который не считает нужным для себя иметь 2 велосипеда, шоссейник (гибрид) для шоссе и горный велик для пересеченки. Этот тип велосипеда очень неплохо катит по асфальту, при этом достаточно уверенно чувствует себя на бездорожье, поэтому кросс, на мой взгляд, самый лучший вариант для ежедневного использования в городе и для серьёзного, но при этом не экстремального велотуризма. 

ЭПИЛОГ 

Следующим велосипедом для тестирования я выбрал кросскантрийный двухподвес (велосипед с передним и задним амортизаторами), потому что: 

- я никогда серьезно не ездил на двухподвесе, хочется попробовать; 
- проснулось желание погонять по пересеченке на большой скорости, а кросс, и тем более гибрид не дают почувствовать себя свободно и уверенно на кросскантрийной трассе; 

В качестве подопытного я выбрал Bergamont Evolve 5.6. Это велик достаточно высокого уровня, чтобы не испортить мнение о славной когорте двухподвесов, так что следующая статья будет именно о нём.

big-evolve-5-6.jpg

ПРИМЕЧАНИЕ: Прошло 2 года и вот наконец то её можно прочесть здесь.

 

Автор Артём Горев

КОММЕНТАРИИ

Я буду рад, если вы выскажете здесь своё мнение или зададите вопрос, но, как вы сами понимаете, рад я далеко не всему, поэтому некоторые комментарии буду удалять и вот по каким причинам:

-неаргументированный негатив, на который невозможно аргументированно ответить, типа "Автор некомпетентен и статья мусор".

-комментарий содержит нецензурную лексику или как-то иначе оскорбляет мою тонкую и ранимую душу.

-комментарий не относится к теме данной статьи. Для связи со мной используйте любой способ, опубликованный на странице "КОНТАКТЫ", а не данную форму.

-ответ на комментарий уже содержится на странице "Часто задаваемые вопросы" (FAQ)

Обратите также внимание на то, что комментарии, содержащие ссылки, будут опубликованы только после проверки.

Комментарии для сайта Cackle